7 дек. 2010 г.

Утомленные соцсетями

В последние пару лет мы попривыкли ко всяким фейсбукам да твиттерам настолько, что уже практически начали воспринимать их как нечто реально существующее. Политики, знаменитости и бренды в них приобретают статус наших друзей, а утка, пущенная по социальным сетям становится гораздо весомей официальной информации. Не пора ли проснуться?


Большинство пользователей интернета ведут двойную жизнь. Нет, я совсем не имею в виду что они притворяются кем-то еще, хотя наверняка есть и такие. Речь скорее о том, что в интернете они проживают вторую жизнь, воспринимая виртуальные объекты как реальные. Они общаются, работают, и отдыхают прямо там. А в это время глаза стекленеют, мышцы ослабевают, а мозг постепенно входит в гипнотическое состояние.

Интернетчики постоянно находятся под воздействием информационного шума. Это огромное количество информации, которая проходит через нас, однако является абсолютно бесполезной. Загляните на любой форум, чтобы понять, о чем я — всевозможные «лулзы» и «троллинги» - это наименее безобидная часть информационного мусора.

Лет 10 назад мы ужасались тому, что молодежь совсем ничего не читает, а только смотрит телевизор и играет в видеоигры. Сегодня молодежь читает в интернете едва ли не больше нас в свое время, однако польза от этого чтива нулевая. Так есть ли чему радоваться?

Вспоминаю, когда появились первые чаты, в них можно было писать в «общак» и в приват. При этом общак обновлялся так часто и содержал такое количество информации, что разобраться в том, кто что, кому и почему сказал было достаточно сложно.

То же самое, но в еще большей степени, происходит и сегодня. Без адекватных инструментов обработки информации коммуникация теряет смысл. Именно поэтому большинство социальных сетей, таких как твиттер, фейсбук или ЖЖ обзаводятся собственными мессенджерами, клиентами обмена мгновенными сообщениями, чтобы оперативно доставлять информацию строго по адресу.

Социальные сети из интернет-сайтов постепенно превращаются в своеобразную медиа-среду, происходит их виртуализация внутри виртуальной реальности интернета. Один мой знакомый интернет-журналист имеет аккаунты едва ли не во всех без исключения социальных сетях и сервисах. Он признается, что иногда бывает немало удивлен когда ему приходит уведомление от какой-нибудь системы, о которой он и думать забыл. Ему постоянно приходится выискивать все новые средства объединения своих аккаунтов и отслеживания активности «друзей».

Если журналиста, который старается быть в курсе всего происходящего и убивает на это кучу времени, еще как-то можно понять, то позвольте спросить — для чего это нужно рядовым пользователям интернета?

В последнее время модно воспевать значимость социальных медиа для формирования общественного мнения. Однако мало кто задумывается о том, что процесс этот односторонний: большинство юзеров, фильтруя информационный шум, находятся в пассивном режиме пеленга. Их внимание срабатывает на определенные ключевые импульсы, к которым относятся имя собственное, определенные ожидаемые события, а также явления и ситуации, которые позволяют почувствовать собственное превосходство. Помните, как у Леся Подеревянского: «Розумієте, Мурзік Васильович, людина завжди цікавилася трьома речами. По-перше - своїм калом, по-друге - питками та казнями, і уродами. Дайте їй все це, і вона буде відчувать, шо живе не напрасно».

Юзеры — как лягушки на болоте. Вроде бы каждая из них квакает, а разобрать ничего нельзя. И толку от этого никакого. Вы не задумывались — почему происходит так, что вы пишете в твиттер, делитесь сокровенным, а сотни ваших «друзей» и в ус не дуют. Вы для них — только «+1» в общем количестве виртуальных друзей.

Так вот, мня себя умнее или остроумнее других, рядовой юзер зачастую оказывается овощем, которому можно втюхать все, что угодно. И получается, что реальными глашатаями социальных сетей являются не пользователи, а те, кто гонит волны — режиссеры невидимого спектакля: рекламисты, пиарщики, политтехнологи.

Недавние события, связанные с опротестованием нового налогового кодекса, показали, что таксисты и рыночные торговцы гораздо активнее и сконсолидированней, чем интернет-предприниматели, которые сподобились создать сайт с заявлением к властям да принялись всяко «плюсовать», «лайкать» да «ретвитить» его.

Пассионарный Денис Олейников, бросил в омут интернета свой камень гражданской позиции, который поднял круги народного волнения в Уанете. Круги пошли-пошли, да и угасли. А дело все в том, что пассивность сознания интернетчика не дает ему активно выражать свою гражданскую позицию. Под гражданской позицией я разумею не готовность писать гневные комментарии на Укрправде, а реальную способность к действиям.

Увы, природа интернета и человеческой природы такова, что малая подвижность тела приводит к малой подвижности мозга. И пока мы не начнем меняться сами, в нашей жизни тоже ничего не изменится. И можете быть уверены — никто не протянет вам руку помощи в этом нелегком деле, потому что ваше нынешнее состояние гораздо более удобно для всех. Кроме вас, разумеется.

Борис Неделя

Комментариев нет: