Что бы они ни делали – бессовестно играли на чужих чувствах, или спускали все до последнего за карточным столом, или совершали безжалостные убийства – психопаты неизменно поражают нас, нормальных людей. Что творится у них в голове? Частично на этот вопрос уже можно ответить.
У слишком импульсивных людей активность дофаминового «центра удовольствия» в разы выше, чем у нормальных Главный герой книги и фильма «Заводной апельсин», безжалостный садист Алекс, – типичный психопат
Недавнее исследование позволило ученым сказать, что психопатия может быть связана с гиперчувствительностью системы внутреннего вознаграждения в мозге такого человека. Это и вызывает их уже ненормальную, прямо-таки патологическую страсть к деньгам, власти, сексу и так далее.
Недавнее исследование позволило ученым сказать, что психопатия может быть связана с гиперчувствительностью системы внутреннего вознаграждения в мозге такого человека. Это и вызывает их уже ненормальную, прямо-таки патологическую страсть к деньгам, власти, сексу и так далее.
Стоит оговориться, что термины «психопатия» в отечественной и западной науке различаются. У нас так называют едва ли не любое расстройство личности, тогда как на западе – совершенно определенное, связанное с набором определенных характеристик. Главное свойство «западного» психопата – полное отсутствие какой-либо эмпатии, способности переживать сложные эмоции и сопереживать другим. В этой заметке мы будем говорить о психопатии именно в этом смысле.
Несмотря на очевидную важность проблемы, до сих пор даже этиология, происхождение психопатии остается полной загадкой. Считается, что некоторый (по счастью, небольшой) процент психопатов всегда присутствует в обществе. В некоторых случаях они способны адаптироваться, по внешним признакам научаясь определять чужие эмоции – и так же внешне имитировать свои. Но чаще они, неспособные к сколько-нибудь осмысленной социальной жизни, становятся изгоями и преступниками. Сегодня существуют детальные психологические тесты, позволяющие с высокой степенью достоверности отличить психопата от обычного человека.
Как следствие почти полной «эмоциональной инвалидности», психопаты, как правило, неспособны распознать чужие эмоции, они проявляют крайне импульсивное, антиобщественное поведение, неоправданную (с точки зрения нормального человека) агрессию, идут на бессмысленный риск. И если нейрофизиологические механизмы отсутствия эмпатии у психопатов еще исследуются, то причины их импульсивности отчего-то не привлекают столько внимания. А ведь если мы поймем, что «вдруг» толкает такого человека на вспышку дикой ярости, мы, возможно, найдем пути вовремя нейтрализовывать это опасное явление, нередко ведущее к преступлению.
Вопросом занялась группа нейрофизиологов во главе с Джошуа Бакхольцем (Joshua Buckholtz). Ученые сфокусировали исследования на одной из систем мозга, мезолимбическом пути, который играет ключевую роль в получении чувства удовольствия: при «правильных» действиях он выделяет дофамин, нейромедиатор, играющий роль покрепления, вызывая у нас самые позитивные переживания. Мезолимбический путь – одна из самых опасных «игрушек» в руках химии, достаточно сказать, что многие мощные наркотики, в том числе героин и кокаин (к употреблению которых, кстати, психопаты также более склонны) вмешиваются в работу именно этой системы.
Итак, ученые занялись мезолимбическим путем, решив проверить гипотезу, не связана ли психопатия с нарушениями его работы. Для начала они исследовали реакцию людей, 30-ти добровольцев, дав им небольшую дозу амфетамина (не путайте с наркотиками группы амфетаминов – сам амфетамин является лекарственным средством, хотя и не слишком безопасным в применении). С помощью позитронно-эмиссионной томографии ученые следили за тем, что при этом происходило в области мозга, которая по-латыни называется nucleus accumbens, а чаще – просто «центром удовольствия». Точнее говоря, ученых интересовало количество дофамина, которое будет выделяться им в ответ на введение определенной микродозы амфетамина.
Затем полученные количественные данные были сверены с результатами психологического тестирования, которые показали степень импульсивности и способности к эмпатии для каждого добровольца. Связь оказалась достаточно наглядной: люди с импульсивностью выше нормы вырабатывали вчетверо больше дофамина, чем те, импульсивность которых была ниже средней.
Был проведен и еще один эксперимент с помощью томографии. Добровольцам предлагалось следить за экраном компьютера и каждый раз, когда им будет показан белый квадрат, нажимать на кнопку, причем за каждое нажатие обещана награда в 5 долларов. Связь между уровнем выброса дофамина (а значит – и удовольствием, которое испытывал человек при виде квадрата и ожидании награды) и импульсивностью проявилась точно такая же.
Таки образом, работа группы Джошуа Бакхольца показывает, что, скорее всего, повышенную импульсивность вызывает гиперактивность мезолимбического пути. Психопаты, видимо, испытывают аномально сильные позитивные переживания, страсть испытывать которые снова и снова заставляет их идти на неоправданный с точки зрения обычного человека риск, тягу к «драйву», независимо от последствий. Если прибавить сюда отсутствие способности к сопереживанию, коктейль получается и вправду взрывоопасный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий