31 янв. 2011 г.

Можно ли изменить первое впечатление?

Выражение "у вас никогда не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление" содержит буквальный смысл, заверяет международная группа исследователей.

Эксперты обнаружили, что новый опыт, противоречащий первому впечатлению, становится "привязанным" к контексту, в котором он имел место, тогда как первое впечатление по-прежнему продолжает доминировать в других контекстах. "Представьте себе, что у вас на работе появился новый коллега, и ваше первое впечатление от этого человека не очень позитивно, - объясняет ведущий автор изыскания Бертрам Гавронски. - Несколько недель спустя вы встречаете этого коллегу
на вечеринке, и понимаете, что на самом деле он — очень даже славный парень. Хотя вы знаете, что ваше первое впечатление было неправильным, ваша внутренняя реакция на нового коллегу будет зависеть от нового опыта лишь в контекстах, которые отсылают к вечеринке. Тем не менее, ваше первое впечатление по-прежнему будет доминировать во всех остальных контекстах".

По Гавронски, наш мозг хранит разрушающие первое впечатление события как исключение из правила, так, что правило рассматривается как веское исключение конкретного контекста, в котором оно было нарушено.

Чтобы исследовать стойкость первых впечатлений, Гавронски и его коллеги показывали участникам на компьютерном мониторе либо положительную либо отрицательную информацию о неизвестном человеке.

Позже по ходу исследования, участникам представили новую информацию о том же самом персонаже, которая не совпадала с исходной информацией.

Чтобы изучить влияние контекстов, исследователи незаметно изменили фоновый цвет монитора в момент формирования участниками впечатления от конкретной персоны.

После того, как исследователи зафиксировали спонтанные реакции участников на изображение конкретной персоны, стало ясно, что новая информация влияла на реакции испытуемых только тогда, когда персона появлялась на том фоне, вместе с которым была получена эта новая информация.

Реакции участников эксперимента по-прежнему доминировали под воздействием первой информации, когда рассматриваемая персона возникала на подкладке других фонов.

Несмотря на то, что эти результаты подкрепляют расхожее мнение о том, что первое впечатление обладает удивительной стойкостью, Гавронски отмечает, что иногда их все-таки изменить можно.

"Для устранения первого впечатления необходимо бросать вызов во множестве различных контекстов. В этом случае новый опыт будет деконтекстуализирован, и первое впечатление начнет медленно терять свою силу, - поясняет исследователь. - Но, пока первому впечатлению бросают вызов лишь в пределах того же самого контекста, вы можете делать все что хотите, но первое впечатление будет доминировать независимо от того, насколько часто новые события ему противоречат".

Данное исследование имеет важные результаты для лечения клинических расстройств.

"Скажем, если некто с фобическими реакциями на пауков ищет помощь психолога, то лечение будет гораздо более успешным, если оно происходит в нескольких разных контекстах, а не только в офисе психолога", - сказал Гавронски.

Отчет об исследовании опубликован в последнем номере «Journal of Experimental Psychology: General» («Журнал экспериментальной психологии»).

источник

Комментариев нет: