31 янв. 2011 г.

Почему мы любим читать гороскопы?

Кто я и на что могу рассчитывать в этой жизни? Чтобы найти ответ на эти экзистенциальные вопросы, многие из нас читают свои гороскопы... даже если не верят в них по-настоящему.

Я погружаюсь в чтение любимого журнала и сразу же начинаю с рубрики, которая рассказывает мне обо мне самой – «мой гороскоп»… На время я искренне забываю, что в точности в тот же день и час родились еще сотни тысяч людей. Звездный оракул адресует свои предсказания мне одной.
Здесь никто не пытается уговорить меня что-то купить, проголосовать за тех или за этих, не сообщает мне свежие новости о криминальной обстановке в стране и трудностях экономики… Я – Рыба, и это мой год. Я буду неотразимой, объявляет мне мой гороскоп-2011, потому что Нептун, моя планета, вступает в мой собственный знак в апреле – впервые за все годы моей жизни. Август и сентябрь будут знойными и страстными, декабрь – более интимным и уютным, и, может быть, в декабре я смогу найти то, что долгое время искала. А вообще все предстоящее десятилетие, обещает прогноз, будет для меня самым успешным, самым запоминающимся, самым увлекательным. Это будет то самое время, для которого я рождена…

Прожив на свете не один десяток лет, мы вполне могли уже убедиться в иллюзорности таких предсказаний. Как после любовной неудачи мы обещаем себе больше никогда не поддаваться на обман, но очень скоро вновь принимаемся надеяться, что сегодня, в этом месяце и году в этих предсказаниях все-таки окажется хоть капелька правды.

Бальзам на душу

Чтение гороскопа – один из наших обычных «пунктиков», вроде найденной кверху «орлом» монетки, цветка сирени с пятью лепестками или же детского представления о том, что если мы во что-то очень сильно верим, то оно осуществится. Мы же верили в детстве в Деда Мороза! А став взрослыми, надеемся, что звезды дадут нам то, чего мы более всего желаем: любовь, деньги, здоровье, успех… Даже если гороскоп не обещает мне, что я в ближайшее время разбогатею настолько, что смогу больше вообще не работать, все равно там всегда найдется что-нибудь хорошее. Он никогда мне не скажет, что мне угрожает рак или что мой спутник жизни вот-вот меня бросит. Чересчур мрачные события (смерть близких, разводы, болезни) на эти страницы не допускают.

ГОРОСКОП – ПСИХОАНАЛИЗ, С ЕГО ПОМОЩЬЮ ЛЮДИ С НЕЯСНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СВОЕМ БУДУЩЕМ МОГУТ ЧЕТЧЕ ПОНЯТЬ, ЧЕГО ОНИ ХОТЯТ.

Маргарет Гамильтон, психолог из университета Висконсина (США), подсчитала, что эта рубрика в газетах содержит до 70% положительной информации – в то время как в обычной статье ее содержится не более 50%*. Мы вовсе не такие уж простаки – во всем этом есть элемент игры. И мы всегда так устроимся, чтобы найти себе прогноз, который больше всего нам подходит. «Я всегда считала, что гороскоп в моем журнале достовернее других», – признается 47-летняя журналистка Вероника. «Нам кажется, что текст гороскопа – про нас, когда его составлял талантливый человек, – поясняет психолог и гипнотерапевт Владимир Кучеренко. – Каждая фраза такого текста многозначна, и мы неосознанно сами дополняем ее смыслом».

На самом деле гороскопы, публикуемые в журналах, из года в год не так уж и меняются: с января 2001 по январь 2011-го, они поют нам одну и ту же песню, и мы этого даже не замечаем. Мы здесь на территории вымысла, фантазии. Мир гороскопа близок к миру сновидений : он незаметно отсылает нас к тем счастливым моментам нашего детства, когда родители перед сном рассказывали нам чудесные истории о прекрасных принцах и принцессах. Кстати, сами профессиональные астрологи – а такие есть, и вполне серьезные – абсолютно не доверяют ежедневным прогнозам: планеты движутся слишком медленно для того, чтобы можно было делать предсказания на каждый день…

В поисках смысла

Мы читаем свои гороскопы, когда влюблены и полны надежд. Или, наоборот, увязли в неприятностях, ищем работу… В такие нелегкие моменты благодаря гороскопу мы на время проецируем себя в более лучезарное будущее: «Мне сейчас плохо, но станет лучше, когда Уран уйдет с моего небосклона». Наши нынешние трудности приобретают некий смысл: «У меня все не ладится, потому что я Рыба, а Рыбы обречены страдать, особенно те, кто родился в последней декаде» . А поскольку угнетает нас не что-нибудь, а Сатурн или Марс, мы чувствуем себя чуть-чуть менее ответственными за свою неспособность удержаться на работе или удержать партнера.

«Мы думаем, что читаем свой гороскоп объективно, а на самом деле мы его интерпретируем, вписывая в него ситуации, которые переживаем в настоящий момент, которые хотим или страшимся пережить, – уверен Владимир Кучеренко. – Кстати, если то, что мы читаем, не находит никакого отражения в действительности, то мы не обращаем на это внимания или открываем гороскоп из другого журнала, более благоприятный или более нам соответствующий». Зато как только у нас появляется ощущение правдоподобия, мы даем себя увлечь. «Дело было пять или шесть лет назад, – вспоминает 36-летняя преподавательница Татьяна. – Я прочитала, что в период с апреля по июнь меня ожидает знакомство, которое будет иметь решающее значение. И вот с самого первого раза, когда мы сходили в театр с неким Сашей, я уже вкладывалась в эти отношения по полной. Я уже видела себя замужем. На самом деле я проявила такой напор, что он от меня сбежал!»

По мнению психоаналитика Светланы Федоровой, регулярное чтение предсказаний для своего знака служит прежде всего удовлетворению нашей потребности воображать себе, что кто-то «другой» (Юпитер, Сатурн и т. д. ) думает о нас. «Это прибежище от тоски и тревоги в современном мире, который становится все более материалистичным и индивидуалистским, – отмечает она. – Люди древности жили наедине с пугающей и непредсказуемой природой, чувствуя себя уязвимыми, незащищенными. Чтобы уменьшить тревогу, они искали покровителей и защитников в высших неземных силах. В наши дни такое мышление продолжает жить в каждом из нас и зачастую включается в повседневной жизни в ситуациях тревоги и неопределенности». Античные цивилизации использовали гороскоп для членения времени на годы, месяцы, часы. Они обращались к звездам, чтобы узнать, следует ли вступить в сражение, будет ли хороший урожай. Но в те древние времена небо адресовало свои указания жрецам и королям, а не простым гражданам вроде нас. Только в XIX веке гороскоп стал говорить с людьми из народа. Позднее, уже после Второй мировой войны, язык астрологических знаков постепенно проник на страницы изданий популярной прессы и женских журналов. Чем больше возрастал в нас индивидуализм, тем сильнее делалась наша жажда предсказаний… На деле «хороший» гороскоп – это такой, который нас возвышает, придает уверенности и позволяет нам считать себя баловнями судьбы.

ЧИТАЯ ГОРОСКОП, МЫ ОКАЗЫВАЕМСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЫМЫСЛА, ФАНТАЗИИ. ЭТОТ МИР БЛИЗОК К МИРУ СНОВИДЕНИЙ.

Поговорите со мной обо мне

Уверенность в себе – это еще и ощущение, что мы идентифицированы, определены, а значит – предсказуемы для других. Козероги – одиночки. Рыбы – идеалисты, которых всегда манят искусственные райские кущи. Тельцы, напротив, надежны и солидны. Львы любят быть на первом плане, Скорпионы опасны для себя и других… «Наша эпоха характеризуется небывалым стремлением к идентификации, которое толкает нас искать себя во всех предлагающихся моделях, – объясняет юнгианский аналитик Лев Хегай. – А астрологические знаки всего лишь описывают черты характера и тенденции в поведении (напористость, реализм, мечтательность, отвага…), общие для всего человечества. Поэтому вполне нормально, что мы узнаем себя отчасти в каждом из них».

42-летняя дизайнер Марина испытала это на себе. «Подруга подарила мне сделанный на компьютере анализ положения звезд в момент моего рождения, – вспоминает она. – Но время рождения было указано неправильное, что в принципе должно абсолютно все искажать. Однако я себя вполне узнала в этом портрете, который никак не мог быть моим. Даже мои родители сочли, что все эти черты – действительно мои».

Радости Иррационального

Более половины россиян полагают, что им присущи черты, которые свойственны людям, родившимся под их знаком зодиака. (См. внизу на этой странице.) Есть в нас нечто, что никак не поддается усилиям нашей логики и образования. Эта часть натуры делает нас способными мечтать, открывает нам доступ к священному, божественному. Проблема в том, что она также способна сделать нас рабами того (астролога, ясновидца, диктатора…), кто утверждает, что обладает знанием о нашей подлинной сути. О наших потребностях, желаниях, нашем будущем. Именно из-за неприятия такой самовластной позиции Psychologies не предлагает своим читателям гороскопов , а предпочитает побуждать их к работе над собой – лучшему средству познать себя и защититься от самозваных наставников, претендующих на всезнание.

Автор - Элеонора Качанова, PSYCHOLOGIES № 57

источник

Комментариев нет: