24 янв. 2011 г.

Исследования одиночества: четверть современных американцев не имеют друзей

Одиночество многие люди переживают как крайне неприятное состояние, и для женщин оно в среднем более болезненно, чем для мужчин. Ученые считают, что одиночество, подобно чувству боли или голода, было приспособительной реакцией, способствовавшей формированию социальности у человека.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале American Sociological Review в июне 2006 года, 25% жителей США признались, что не имеют близких друзей, и это в полтора раза больше, чем в конце XX века. Таким образом, это явление становится массовым, но что несет одиночество людям? Джон Качоппо с коллегами считают, что весь комплекс ощущений и физиологических последствий, связанных с одиночеством, — это приспособительная реакция высокосоциального вида, каким является человек. Одиночество — это стрессовая реакция на повышенную опасность, следовательно, несет в себе не только положительные, но и отрицательные стороны этой боевой готовности — высокий уровень гормонов стресса, повышенное давление, худшую сопротивляемость инфекциям, нарушенный сон. Всё это сокращает продолжительность жизни: одинокие люди в среднем живут меньше, чем социально активные.
В январе 2011 года журнал Science опубликовал обзорную статью, посвященную изучению одиночества — социального явления, ставшего особенно заметным в последнее десятилетие. Автор этой статьи, нейробиолог и корреспондент Science Грег Миллер, представил читателям ведущего специалиста в области социальной нейробиологии, профессора Чикагского университета Джона Качоппо (John Cacioppo). Качоппо занимается проблемами одиночества уже более 15 лет, и в конце 2010 года он был избран президентом недавно образованного Общества социальной нейробиологии.

По статистике, сейчас в США около 29 млн человек живут без семьи, и это на 30% больше, чем 25 лет назад. Также неутешительна статистика дружбы: если в середине 80-х годов житель США в среднем имел трех близких друзей (имеются в виду те, с кем можно обсудить нюансы личных проблем), то теперь это число снизилось до двух, а 25% опрошенных признаются, что таких друзей у них нет. Это на 15% больше, чем в конце прошлого века.

Эти данные однозначно говорят о том, что на фоне роста численности человечества средний индивидуум всё больше теряет контакт с окружающими. Естественно, жить в одиночестве, не имея возможности обсудить с кем бы то ни было личные проблемы, и ощущать себя одиноким — не одно и то же. Сейчас специалисты-психологи пользуются специальной шкалой, которая измеряет субъективное ощущение одиночества. Согласно оценкам, полученным Качоппо с коллегами, человек современной западной цивилизации не только ведет всё более уединенную жизнь, но и всё чаще испытывает печальное чувство одиночества.

Как отражается одиночество на физиологии человека? Качоппо с коллегами воспользовались сведениями, накопленными предшественниками: они критически обобщили результаты 150 медицинских исследований, связывающих те или иные заболевания с уровнем одиночества пациента. Они подтвердили, что в среднем у одиноких людей чаще повышено давление, хуже работают сосуды, повышено содержание гормонов стресса — кортизола и эпинефрина, чаще нарушен сон.

Специальные исследования, проведенные в 2007 году, показали, что одинокие люди (опять-таки, в этом исследовании одиночество оценивалось объективно по шкале Рассела) более восприимчивы к инфекционным заболеваниям. Это связано с тем, что у них снижена экспрессия генов, заведующих выработкой глюкокортикоидного ответа B-лимфоцитов, который подавляет воспалительную реакцию. Одновременно повышена экспрессия генов, которые поддерживают воспаление. Отсюда известное следствие: одинокие люди больше подвержены разным заболеваниям и имеют в среднем меньшую продолжительность жизни.

Большинство физиологических нарушений, отмеченных для одиноких людей, вызваны активизацией симпатической нервной системы, той, которая отвечает за комплекс реакций при встрече с врагом, по типу «замри» или «беги». Иными словами, наш организм расценивает одинокое существование как своего рода опасность, а само чувство одиночества, во многом неприятное, служит предупредительным сигналом. Как чувство голода говорит о том, что пора бы найти какую-то еду, как боль заставляет нас приняться за поиски лечения, так и чувство одиночества заставляет искать компанию. Качоппо считает, что эта связь обусловлена эволюционной историей человека. Человек, будучи в высшей степени социальным видом, приспособлен добывать пищу и защищаться, находясь в группе. Поэтому пребывание вне группы означало для человека повышенный риск нападения и, вероятнее всего, голодание.

Естественно при этом появление реакций, соответствующих встрече с опасностью, а также поиска компании, то есть путей спасения от одиночества. Повышенная готовность встретить врага или убежать от него были, безусловно, полезным приспособлением для выживания индивидуума, поэтому отбирались именно те гены, которые отвечали за активизацию симпатической нервной системы, случись человеку оказаться вне своей команды. Так что чувство дискомфорта, возникающее в ответ на отсутствие группы, вместе с негативным физиологическим ответом достались нам в наследство от длинного периода выживания среди враждебной природы. Но если в древности это чувство помогало выжить и вновь обрести поддержку группы, то теперь оно, напротив, ведет к сокращению жизни из-за постоянного действия внутреннего стресса.

Что же делать одиноким людям? Качоппо с коллегами, на основании проведенных опросов, выяснил, что посещения, организованные специальными социальными органами, не слишком помогают. Они нисколько не снижают страдания от одиночества и даже наоборот — порождают еще больший дискомфорт из-за понижения самооценки. Он считает, что одинокому человеку важно самому понять, какой уровень общения ему необходим для нормальной жизни, и постараться его поддерживать. Кроме того, важно обратить внимание на положительные стороны одиночества, которые определенно имеются, но важнее всего всегда оставаться открытым для социальных контактов. Качоппо подчеркивает, что не стоит поддаваться чувству дискомфорта, потому что оно, как и многие другие социальные явления (например, курение), передается по цепочке. Это своего рода «заразная» болезнь.




Схема социальных контактов людей и их оценка собственного одиночества: желтые узлы — субъекты, ощущающие одиночество не больше дня в неделю, зеленые — два дня в неделю, синие — больше трех дней. Квадратиками отмечены мужчины, кружками — женщины. Красные стрелочки обозначают родственные связи, черные — дружеские и супружеские. Рис. из статьи: John T. Cacioppo, James H. Fowler, Nicholas A. Christakis. Alone in the Crowd: The Structure and Spread of Loneliness in a Large Social Network в Journal of Personality and Social Psychology

Вместе с коллегами Качоппо провел исследование социальных связей в городке Фрамингем (Framingham), где в 1948 году стартовала долгосрочная и всеобъемлющая программа изучения сердечных заболеваний). Данные этой программы Качоппо и положил в основу своего исследования. Для одной из генераций участников программы, проживающих во Фрамингеме на момент исследования (их оказалось 1019 человек), была составлена схема социальных контактов, учитывающих родственные, дружеские и супружеские отношения (схема внизу). Кроме того, участников просили указать, сколько дней на прошлой неделе (то есть неделе, предшествующей опросу) они чувствовали себя одинокими. Результаты опроса отражены на схеме разными цветами: желтым, зеленым и синим. Синие узлы — это люди, чаще всего ощущающие одиночество.

Далее исследователи проверили, насколько хаотично расположены синие узлы. Статистика представленной социальной структуры доказывает, что синие узлы имеют тенденцию группироваться, то есть наиболее одинокие люди связаны большей частью с себе подобными. Есть три версии, объясняющие группировку склонных к одиночеству людей. Во-первых, сходство жизненных обстоятельств ведет к появлению сходных черт. Так, пожилые люди на пенсии, скорее всего, будут больше общаться друг с другом в силу возрастных интересов и в то же время будут в среднем чаще испытывать чувство одиночества. Во-вторых, это избирательное стремление к подобным себе по характеру. Если склонность к одиночеству — это черта характера, то неудивительно, что одинокие люди стараются находить друг друга. И в-третьих, одиночество может передаваться от человека к человеку, то есть может быть проявлением индуцированного, подражательного поведения.

Исследователи склонны интерпретировать эти группировки как проявление подражательного поведения. Они по очереди исключили две первые гипотезы. Первую — путем сравнения одиночества у близких (взаимных друзей) и просто среди приятелей. У близких друзей сходство по этому параметру выше, чем у приятелей, что означает не слишком заметное влияние обстоятельств на распространение одиночества. Вторую гипотезу исключить труднее, особенно если принять во внимание более высокое сходство этой черты среди близких друзей. Однако у ученых имелся еще один козырь — результаты аналогичных опросов об одиночестве (вот как работает широкомасштабная программа исследований!) тех же участников в течение 1986-го и 1996-го и 2000 годов. Статистика показывает, что люди, связанные социальными контактами с теми, кто испытывал сильное одиночество при предыдущих опросах, со временем тоже становятся одинокими. При этом степень их одиночества возрастает сильнее, чем в среднем в их когорте. Получается, что одиночество распространяется в социальной среде подобно зевоте: стоит одному начать проповедовать одиночество, как у него появляются последователи, поддерживающие тот же взгляд на собственное положение в обществе, разделяющие его эмоциональное состояние. Так что не стоит потакать субъектам, проповедующим одиночество — возможно, это воспрепятствует его распространению.


Комментариев нет: