18 дек. 2010 г.

Некоторые долгосрочные психологические эффекты после потери работы


Потеря работы – это без сомнения, стрессовый опыт для любого человека, но возможно, безработные –гораздо более гибкие и неунывающие люди, чем считалось ранее – подавляющее большинство в итоге оказываются более удовлетворенными жизнью, чем были до потери рабочего места – об этом гласят результаты исследования, опубликованного Американской Ассоциацией психологов.
«Уровень безработицы в США и других странах по-прежнему высок
, - говорит ведущий автор исследования, профессор
Исаак Галатцер-Леви (Isaac Galatzer-Levy) из Школы медицины при Университета Нью-Йорка (New York University School of Medicine)
 

это является предметом серьезной обеспокоенности, в том числе относительно долговременного воздействия на психическое состояние значительной части трудоспособного населения. Однако последний анализ показывает, что люди вполне способны достаточно успешно справляться с потерей работы».

Ученые проанализировали результаты предыдущий исследований, проводимых немецкими психологами с 1984 по 2003 гг. Для анализа исследователи использовали данные о 774 участниках, потерявших работу в течение периода исследования. Учитывались данные самих респондентов относительно их самочувствия в период до и после потери работы. Учитывался также возраст, пол, образование и должностной статус и общие уровни безработицы по стране за весь период.
«Мы использовали в работе крупную репрезентативную выборку, и стало ясно, что безработица в наши дни является следствием широкого круга причин экономического плана,
- говорит
Галатцер-Леви
, -
подобно сегодняшнему климату, многие люди сегодня лишаются работы не по своей вине, они просто жертвы могущественных рыночных механизмов».

На основании отчетов респондентов исследователи разделили их на 4 группы.
  1. Участники самой крупной (69%) из них отметили сравнительно высокий уровень удовлетворенности своим положением до потери работы. Эти люди больше всего переживали в момент потери рабочего места, но год спустя уровень удовлетворенности жизнью вернулся на прежний уровень. Исследователи также выявили, что члены этой группы в большинстве своем нашли новое место работы к концу года.
  2. Следующая группа (15%) состояла из участников, чье положение значительно улучшилось непосредственно перед потерей работы, а затем резко пошло на спад, и продолжалось затем в среднем 4 года.
  3. Третья группа (13%) объединяла респондентов, которые отмечали низкую степень удовлетворенности жизнью, материальным положением и пр. до момента потери работы, и этот показатель оставался примерно на том же уровне на всем протяжении исследования.
  4. И наконец, участники последней группы (4%) отмечали снижение уровня своего самочувствия и удовлетворенности в годы, предшествующие безработному периоду, и ухудшение это продолжалось после потери работы. Ситуация начала исправляться примерно к третьему году. Но эти люди не смогли окончательно вернуться к прежнему уровню, отмечают исследователи, а также реже остальных смогли найти новое достойное место работы.
«Используя различные аналитические модели, нам удалось выделить эти различные группы, которые более точно отражают разную реакцию людей на статус безработного, - комментирует Галатцер-Леви, - мы предполагаем, что реакция человека на потерю работы – не какое-то унифицированное явление непременно со знаком минус, как считалось ранее. На самом деле, как мы видим, большинство людей вполне справляются с этим непростым событием в жизни».
Точно также ученые проводят параллели с тем, как люди способны справиться с прочими травмирующими событиями: смертью близкого человека, пережитым терактом, увечьем – в целом, подавляющее большинство демонстрируют высокую степень восстановления после случившегося.
По словам психологов,
люди испытывают больший стресс, когда только боятся за свое рабочее место, чем когда они его в самом деле лишаются
. При высоком уровне безработицы, когда знакомые или родственники остаются без работы, часто кажется, что следующим будешь ты, и это состояние неопределенности и тревоги наносит гораздо больший вред, чем негативное, но уже свершившееся событие.

Источник:
American Psychological Association (APA)

Комментариев нет: